1.Звуковая система ПК
Звуковая система ПК в виде звуковой карты появилась в 1989 г., существенно расширив возможности ПК как технического средства информатизации.
Звуковая система ПК - комплекс программно-аппаратных средств, выполняющих следующие функции:
- запись звуковых сигналов, поступающих от внешних источников, например, микрофона или магнитофона, путем преобразования входных аналоговых звуковых сигналов в цифровые и последующего сохранения на жестком диске;
- воспроизведение записанных звуковых данных с помощью внешней акустической системы или головных телефонов (наушников);
- воспроизведение звуковых компакт-дисков;
- микширование (смешивание) при записи или воспроизведении сигналов от нескольких источников;
- одновременная запись и воспроизведение звуковых сигналов (режим Full Duplex );
- обработка звуковых сигналов: редактирование, объединение или разделение фрагментов сигнала, фильтрация, изменение его уровня;
- обработка звукового сигнала в соответствии с алгоритмами объемного (трехмерного - 3D-Sound ) звучания;
- генерирование с помощью синтезатора звучания музыкальных Инструментов, а также человеческой речи и других звуков;
- управление работой внешних электронных музыкальных инструментов через специальный интерфейс MIDI.
Скачать лекцию «Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации»
Звуковая система ПК конструктивно представляет собой звуковые карты, либо устанавливаемые в слот материнской платы, либо интегрированные на материнскую плату или карту расширения другой подсистемы ПК. Отдельные функциональные модули звуковой системы могут выполняться в виде дочерних плат, устанавливаемых в соответствующие разъемы звуковой карты.
Классическая звуковая система, как показано на рис.1, содержит:
Структура звуковой системы ПК
- модуль записи и воспроизведения звука:
- модуль синтезатора;
- модуль интерфейсов;
- модуль микшера;
- акустическую систему .
Первые четыре модуля, как правило, устанавливаются на звуковой карте. Причем существуют звуковые карты без модуля синтезатора или модуля записи воспроизведения цифрового звука. Каждый из модулей может быть выполнен либо в виде отдельной микросхемы, либо входить в состав многофункциональной микросхемы. Таким образом, Chipset звуковой системы может содержать как несколько, так и одну микросхему.
Конструктивные исполнения звуковой системы ПК претерпевают существенные изменения; встречаются материнские платы с установленным на них Chipset для обработки звука.
Однако назначение и функции модулей современной звуковой системы (независимо от ее конструктивного исполнения) не меняются. При рассмотрении функциональных модулей звуковой карты принято пользоваться терминами «звуковая система ПК» или «звуковая карта»
2. Модуль записи и воспроизведения
Модуль записи и воспроизведения звуковой системы осуществляет аналого-цифровое и цифроаналоговое преобразования в режиме программной передачи звуковых данных или передачи их по каналам DMA (Direct Memory Access — канал прямого доступа к памяти).
Звук , как известно, представляет собой продольные волны, свободно распространяющиеся в воздухе или иной среде , поэтому звуковой сигнал непрерывно изменяется во времени и в пространстве.
Запись звука — это сохранение информации о колебаниях звукового давления в момент записи. В настоящее время для записи и передачи информации о звуке используются аналоговые и цифровые сигналы. Другими словами, звуковой сигнал может быть представлен в аналоговой или цифровой форме .
Если при записи звука пользуются микрофоном, который преобразует непрерывный во времени звуковой сигнал в непрерывный во времени электрический сигнал, получают звуковой сигнал в аналоговой форме. Поскольку амплитуда звуковой волны определяет громкость звука, а ее частота - высоту звукового тона, постольку для сохранения достоверной информации о звуке напряжение электрического сигнала должно быть пропорционально звуковому давлению, а его частота должна соответствовать частоте колебаний звукового давления.
На вход звуковой карты ПК в большинстве случаев звуковой сигнал подается в аналоговой форме. В связи с тем что ПК оперирует только цифровыми сигналами, аналоговый сигнал должен быть преобразован в цифровой. Вместе с тем акустическая система, установленная на выходе звуковой карты ПК, воспринимает только аналоговые электрические сигналы, поэтому после обработки сигнала с помощью ПК необходимо обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый.
представляет собой преобразование аналогового сигнала в цифровой и состоит из следующих основных этапов: дискретизации, квантования и кодирования. Схема аналого-цифрового преобразования звукового сигнала представлена на рис. 2
Предварительно аналоговый звуковой сигнал поступает на аналоговый фильтр, который ограничивает полосу частот сигнала.
Дискретизация сигнала
Дискретизация сигнала заключается в выборке отсчетов аналогового сигнала с заданной периодичностью и определяйся частотой дискретизации. Причем частота дискретизации должна быть не менее удвоенной частоты наивысшей гармоники (частотной составляющей) исходного звукового сигнала. Поскольку человек способен слышать звуки в частотном диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, максимальная частота дискретизации исходного звукового сигнала должна составлять не менее 40 кГц, т. е. отсчеты требуется проводить 40 000 раз в секунду. В связи с этим в большинстве современных звуковых систем ПК максимальная частота дискретизации звукового сигнала составляет 44,1 или 48 кГц.
Квантование
Квантование по амплитуде представляет собой измерение мгновенных значений амплитуды дискретного по времени сигнала и преобразование его в дискретный по времени и амплитуде. На рис. 3 показан процесс квантования по уровню аналогового сигнала, причем мгновенные значения амплитуды кодируются 3-разрядными числами.
Кодирование
Кодирование заключается в преобразовании в цифровой код квантованного сигнала. При этом точность измерения при квантовании зависит от количества разрядов кодового слова. Если значения амплитуды записать с помощью двоичных чисел и задать длину кодового слова N разрядов, число возможных значений кодовых слов будет равно 2 N . Столько же может быть и уровней квантования амплитуды отсчета. Например, если значение амплитуды отсчета представляется 16-разрядным кодовым словом, максимальное число градаций амплитуды (уровней квантования) составит 2 1б =65 536. Для 8-разрядного представления соответственно получим 2 8 = 256 градаций амплитуды.
Аналого-цифровое и Цифроаналоговое преобразование
Аналого-цифровое преобразование осуществляется специальным электронным устройством - аналого-цифровым преобразователем (АЦП) , в котором дискретные отсчеты сигнала преобразуются в последовательность чисел. Полученный поток цифровых данных, т.е. сигнал, включает как полезные, так и нежелательные высокочастотные помехи, для фильтрации которых полученные цифровые данные пропускаются через цифровой фильтр.
Цифроаналоговое преобразование в общем случае происходит в два этапа, как показано на рис.4. На первом этапе из потока цифровых данных с помощью цифроаналогового преобразователя (ЦАП) выделяют отсчеты сигнала, следующие с частотой дискретизации. На втором этапе из дискретных отсчетов путем сглаживания (интерполяции) формируется непрерывный аналоговый сигнал с помощью фильтра низкой частоты, который подавляет периодические составляющие спектра дискретного сигнала.
Для записи и хранения звукового сигнала в цифровой форме требуется большой объем дискового пространства. Например, стереофонический звуковой сигнал длительностью 60 с, оцифрованный с частотой дискретизации 44,1 кГц при 16-разрядном квантовании для хранения требует на винчестере около 10 Мбайт.
Для уменьшения объема цифровых данных, необходимых для представления звукового сигнала с заданным качеством, используют компрессию (сжатие) , заключающуюся в уменьшении количества отсчетов и уровней квантования или числа бит, приходящихся на один отсчет.
Подобные методы кодирования звуковых данных с использованием специальных кодирующих устройств позволяют сократить объем потока информации почти до 20 % первоначального. Выбор метода кодирования при записи аудиоинформации зависит от набора программ сжатия - кодеков (кодирование-декодирование) , поставляемых вместе с программным обеспечением звуковой карты или входящих в состав операционной системы.
Выполняя функции аналого-цифрового и цифроаналогового преобразований сигнала, модуль записи и воспроизведения цифрового звука содержит АЦП, ЦАП и блок управления, которые обычно интегрированы в одну микросхему, также называемую кодеком .
Основными характеристиками этого модуля являются: частота дискретизации; тип и разрядность АЦП и ЦАП; способ кодирования аудиоданных; возможность работы в режиме Full Duplex.
Частота дискретизации определяет максимальную частоту записываемого или воспроизводимого сигнала. Для записи и воспроизведения человеческой речи достаточно 6 - 8 кГц; музыки с невысоким качеством - 20 - 25 кГц; для обеспечения высококачественного звучания (аудиокомпакт-диска) частота дискретизации должна быть не менее 44 кГц. Практически все звуковые карты поддерживают запись и воспроизведение стереофонического звукового сигнала с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц.
Разрядность АЦП и ЦАП определяет разрядность представления цифрового сигнала (8, 16 или 18 бит). Подавляющее большинство звуковых карт оснащено 16-разрядными АЦП и ЦАП. Такие звуковые карты теоретически можно отнести к классу Hi-Fi, которые должны обеспечивать студийное качество звучания. Некоторые звуковые карты оснащаются 20- и даже 24-разрядными АЦП и ЦАП, что существенно повышает качество записи/воспроизведения звука.
Full Duplex (полный дуплекс) - режим передачи данных по каналу, в соответствии с которым звуковая система может одновременно принимать (записывать) и передавать (воспроизводить) аудиоданные. Однако не все звуковые карты поддерживают этот режим в полном объеме, поскольку не обеспечивают высокое качество звука при интенсивном обмене данными. Такие карты можно использовать для работы с голосовыми данными в Internet, например, при проведении телеконференций, когда высокое качество звука не требуется.
3. Модуль синтезатора
Электромузыкальный цифровой синтезатор звуковой системы позволяет генерировать практически любые звуки, в том числе звучание реальных музыкальных инструментов . Принцип действия синтезатора иллюстрирует рис. 5
Синтезирование представляет собой процесс воссоздания структуры музыкального тона (ноты). Звуковой сигнал любого музыкального инструмента имеет несколько временных фаз. На рис. 5 а показаны фазы звукового сигнала, возникающего при нажатии клавиши рояля. Для каждого музыкального инструмента вид сигнала будет своеобразным, но в нем можно выделить три фазы: атаку, поддержку и затухание . Совокупность этих фаз называется амплитудной огибающей , форма которой зависит от типа музыкального инструмента. Длительность атаки для разных музыкальных инструментов изменяется от единиц до нескольких десятков или даже до сотен миллисекунд. В фазе, называемой поддержкой , амплитуда сигнала почти не изменяется, а высота музыкального тона формируется во время поддержки. Последней фазе, затуханию , соответствует участок достаточно быстрого уменьшения амплитуды сигнала.
В современных синтезаторах звук создается следующим образом. Цифровое устройство, использующее один из методов синтеза, генерирует так называемый сигнал возбуждения с заданной высотой звука (ноту), который должен иметь спектральные характеристики, максимально близкие к характеристикам имитируемого музыкального инструмента в фазе поддержки, как показано на рис. 5б. Далее сигнал возбуждения подается на фильтр, имитирующий амплитудно-частотную характеристику реального музыкального инструмента. На другой вход фильтра подается сигнал амплитудной огибающей того же инструмента. Далее совокупность сигналов обрабатывается с целью получения специальных звуковых эффектов, например, эха (реверберация), хорового исполнения (хо-рус). Далее производятся цифроаналоговое преобразование и фильтрация сигнала с помощью фильтра низких частот (ФНЧ).
Основные характеристики модуля синтезатора:
- метод синтеза звука;
- объем памяти;
- возможность аппаратной обработки сигнала для создания звуковых эффектов;
- полифония - максимальное число одновременно воспроизводимых элементов звуков.
Метод синтеза звука
Метод синтеза звука , использующийся в звуковой системе ПК, определяет не только качество звука, но и состав системы.
На практике на звуковых картах устанавливаются синтезаторы, генерирующие звук с использованием следующих методов.
1. Метод синтеза на основе частотной модуляции (Frequency Modulation Synthesis - FM-синтез) предполагает использование для генерации голоса музыкального инструмента как минимум двух генераторов сигналов сложной формы. Генератор несущей частоты формирует сигнал основного тона, частотно-модулированный сигналом дополнительных гармоник, обертонов, определяющих тембр звучания конкретного инструмента. Генератор огибающей управляет амплитудой результирующего сигнала. FM-генератор обеспечивает приемлемое качество звука, отличается невысокой стоимостью, но не реализует звуковые эффекты. В связи с этим звуковые карты, использующие этот метод, не рекомендуются в соответствии со стандартом РС99.
2. Синтез звука на основе таблицы волн (Wave Table Synthesis - WT-синтез) производится путем использования предварительно оцифрованных образцов звучания реальных музыкальных инструментов и других звуков, хранящихся в специальной ROM, выполненной в виде микросхемы памяти или интегрированной в микросхему памяти WT-генератора. WT-синтезатор обеспечивает генерацию звука с высоким качеством. Этот метод синтеза реализован в современных звуковых картах.
Объем памяти на звуковых картах с WT-синтезатором может увеличиваться за счет установки дополнительных элементов памяти (ROM) для хранения банков с инструментами.
Звуковые эффекты формируются с помощью специального эффект-процессора , который может быть либо самостоятельным элементом (микросхемой), либо интегрироваться в состав WT-синтезатора. Для подавляющего большинства карт с WT-синтезом эффекты реверберации и хоруса стали стандартными.
Синтез звука на основе физического моделирования . Предусматривает использование математических моделей звукообразования реальных музыкальных инструментов для генерации в цифровом виде и для дальнейшего преобразования в звуковой сигнал с помощью ЦАП. Звуковые карты, использующие метод физического моделирования, пока не получили широкого распространения, поскольку для их работы требуется мощный ПК.
Полифония – максимальное количество одновременно воспроизводимых элементарных звуков. Для каждого типа звуковой карты значение полифонии может быть свое. (от 20 и больше голосов).
4. Модуль интерфейсов
Модуль интерфейсов обеспечивает обмен данными между звуковой системой и другими внешними и внутренними устройствами .
Интерфейс ISA в 1998 г. был вытеснен в звуковых картах интерфейсом PCI.
Интерфейс РСI обеспечивает широкую полосу пропускания (например, версия 2.1 - более 260 Мбит/с), что позволяет передавать потоки звуковых данных параллельно. Использование шины PCI позволяет повысить качество звука, обеспечив отношение сигнал/шум свыше 90 дБ. Кроме того, шина PCI обеспечивает возможность кооперативной обработки звуковых данных, когда задачи обработки и передачи данных распределяются между звуковой системой и CPU.
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - цифровой интерфейс музыкальных инструментов) регламентируется специальным стандартом, содержащим спецификации на аппаратный интерфейс: типы каналов, кабели, порты, при помощи которых MIDI-устройства подключаются один к другому, а также описание порядка обмена данными - протокола обмена информацией между MIDI-устройствами. В частности, с помощью MIDI-команд можно управлять светотехнической аппаратурой, видеооборудованием в процессе выступления музыкальной группы на сцене. Устройства с MIDI-интерфейсом соединяются последовательно, образуя своеобразную MIDI-сеть, которая включает контроллер - управляющее устройство, в качестве которого может быть использован как ПК, так и музыкальный клавишный синтезатор, а также ведомые устройства (приемники), передающие информацию в контроллер по его запросу. Суммарная длина MIDI-цепочки не ограничена, но максимальная длина кабеля между двумя MIDI-Устройствами не должна превышать 15 метров.
Подключение ПК в MIDI-сеть осуществляется с помощью специального MIDI-адаптера, который имеет три MIDI-порта: ввода, вывода и сквозной передачи данных, а также два разъема для Подключения джойстиков.
В состав звуковой карты входит интерфейс для подключения приводов CD-ROM.
5. Модуль микшера
Модуль микшера звуковой карты выполняет:
- коммутацию (подключение/отключение) источников и приемников звуковых сигналов, а также регулирование их уровня;
- микширование (смешивание) нескольких звуковых сигналов и регулирование уровня результирующего сигнала.
К числу основных характеристик модуля микшера относятся:
- число микшируемых сигналов на канале воспроизведения;
- регулирование уровня сигнала в каждом микшируемом канале;
- регулирование уровня суммарного сигнала;
- выходная мощность усилителя;
- наличие разъемов для подключения внешних и внутренних приемников/источников звуковых сигналов.
Источники и приемники звукового сигнала соединяются с модулем микшера через внешние или внутренние разъемы. Внешние разъемы звуковой системы обычно находятся на задней панели корпуса системного блока:
- Joystic k / MIDI - для подключения джойстика или MIDI-адаптера;
- Mic In - для подключения микрофона;
- Line In - линейный вход для подключения любых источников звуковых сигналов;
- Line Out - линейный выход для подключения любых приемников звуковых сигналов;
- Speaker - для подключения головных телефонов (наушников) или пассивной акустической системы.
Программное управление микшером осуществляется либо средствами Windows, либо с помощью программы-микшера, поставляемой в комплекте с программным обеспечением звуковой карты.
Совместимость звуковой системы с одним из стандартов звуковых карт означает, что звуковая система будет обеспечивать качественное воспроизведение звуковых сигналов. Проблемы совместимости особенно важны для DOS-приложений. Каждое из них содержит перечень звуковых карт, на работу с которыми DOS-приложение ориентировано.
Стандарт Sound Blaster поддерживают приложения в виде игр для DOS, в которых звуковое сопровождение запрограммировано с ориентацией на звуковые карты семейства Sound Blaster.
Стандарт Windows Sound System (WSS) фирмы Microsoft включает звуковую карту и пакет программ, ориентированный в основном на бизнес-приложения.
6. Акустическая система
Акустическая система (АС) непосредственно преобразует звуковой электрический сигнал в акустические колебания и является последним звеном звуковоспроизводящего тракта.
Акустическая система
В состав АС, как правило, входят несколько звуковых колонок , каждая из которых может иметь один или несколько динамиков.
Количество колонок в АС зависит от числа компонентов, составляющих звуковой сигнал и образующих отдельные звуковые каналы.
Например, стереофонический сигнал содержит два компонента - сигналы левого и правого стереоканалов, что требует не менее двух колонок в составе стереофонической акустической системы.
Звуковой сигнал в формате Dolby Digita l содержит информацию для шести звуковых каналов : два фронтальных стереоканала, центральный канал (канал диалогов), два тыловых канала и канал сверхнизких частот. Следовательно, для воспроизведения сигнала Dolby Digital акустическая система должна иметь шесть звуковых колонок.
Как правило, принцип действия и внутреннее устройство звуковых колонок бытового назначения и используемых в технических средствах информатизации в составе акустической системы PC практически не различаются.
В основном АС для ПК состоит из двух звуковых колонок , которые обеспечивают воспроизведение стереофонического сигнала. Обычно каждая колонка в АС для ПК имеет один динамик, однако в дорогих моделях используются два: для высоких и низких частот. При этом современные модели акустических систем позволяют воспроизводить звук практически во всем слышимом частотном диапазоне благодаря применению специальной конструкции корпуса колонок или громкоговорителей.
Для воспроизведения низких и сверхнизких частот с высоким качеством в АС помимо двух колонок используется третий звуковой агрегат - сабвуфер (Subwoofer ) , устанавливаемый под рабочим столом. Такая трехкомпонентная АС для ПК состоит из двух так называемых сателлитных колонок , воспроизводящих средние и высокие частоты (примерно от 150 Гц до 20 кГц), и сабвуфера, воспроизводящего частоты ниже 150 Гц.
Отличительная особенность АС для ПК - возможность наличия собственного встроенного усилителя мощности . АС со встроенным усилителем называется активной . Пассивная АС усилителя Не имеет.
Главное преимущество активной АС состоит в возможности подключения к линейному выходу звуковой карты . Питание активной АС осуществляется либо от батареек (аккумуляторов), либо от электрической сети через специальный адаптер, выполненный в виде отдельного внешнего блока или модуля питания, устанавливаемого в корпус одной из колонок.
Выходная мощность акустических систем для ПК может изменяться в широком диапазоне и зависит от технических характеристик усилителя и динамиков. Если система предназначена для озвучивания компьютерных игр, достаточно мощности 15 — 20 Вт на колонку для помещения средних размеров. При необходимости обеспечения хорошей слышимости во время лекции или презентации в большой аудитории возможно использовать одну АС, имеющую мощность до 30 Вт на канал. С увеличением мощности АС увеличиваются ее габаритные размеры и повышается стоимость.
Современные модели акустических систем имеют гнездо для головных телефонов, при подключении которых воспроизведение звука через колонки автоматически прекращается.
Акустическая система Microlab
Основные характеристики АС:
- полоса воспроизводимых частот,
- чувствительность,
- коэффициент гармоник,
- мощность .
Полоса воспроизводимых частот (FrequencyResponse ) - это амплитудно-частотная зависимость звукового давления, или зависимость звукового давления (силы звука) от частоты переменного напряжения, подводимого к катушке динамика.
Полоса частот, воспринимаемых ухом человека, находится в диапазоне от 20 до 20 000 Гц.
Колонки, как правило, имеют диапазон, ограниченный в области низких частот 40 - 60 Гц. Решить проблему воспроизведения низких частот позволяет использование сабвуфера.
Чувствительность звуковой колонки (Sensitivity) характеризуется звуковым давлением, которое она создает на расстоянии 1 м при подаче на ее вход электрического сигнала мощностью 1 Вт.
В соотвеЗвуковая система ПК в виде звуковой карты появилась в 1989 г., существенно расширив возможности ПК как технического средства информатизации.Источники и приемники звукового сигнала соединяются с модулем микшера через внешние или внутренние разъемы. Внешние разъемы звуковой системы обычно находятся на задней панели корпуса системного блока:/h3nbsp;stron/bgbтствии с требованиями стандартов чувствительность определяется как среднее звуковое давление в определенной полосе частот.
Чем выше значение этой характеристики, тем лучше АС передает динамический диапазон музыкальной программы. Разница между самыми «тихими» и самыми «громкими» звуками современных фонограмм 90 - 95 дБ и более. /emАС с высокой чувствительностью достаточно хорошо воспроизводят как тихие, так и громкие звуки.
Коэффициент гармоник
Коэффициент гармоник (Total Harmonic Distortion - THD) оценивает нелинейные искажения, связанные с появлением в выходном сигнале новых спектральных составляющих.
Коэффициент гармоник нормируется в нескольких диапазонах частот. Например, для высококачественных АС класса Hi-Fi этот коэффициент не должен превышать: 1,5% в диапазоне частот 250-1000 Гц; 1,5 % в диапазоне частот 1000-2000 Гц и 1,0 % в диапазоне частот 2000 - 6300 Гц.
Чем меньше значение коэффициента гармоник, тем качественнее АС.
Электрическая мощность
Электрическаямощность (Power Handling) , которую выдерживает АС, является одной из основных характеристик. Однако нет прямой взаимосвязи между мощностью и качеством воспроизведения звука. Максимальное звуковое давление зависит скорее, от чувствительности, а мощность АС в основном определяет ее надежность .
Часто на упаковке АС для ПК указывают значение пиковой мощности акустической системы, которая не всегда отражает реальную мощность системы, поскольку может превышать номинальную в 10 раз. Вследствие существенного различия физических процессов, происходящих при испытаниях АС, значения электрических мощностей могут отличаться в несколько раз. Для сравнения мощности различных АС необходимо знать, какую именно мощность указывает производитель продукции и какими методами испытаний она определена.
Среди производителей высококачественных и дорогих АС - фирмы Creative, Yamaha, Sony, Aiwa . AC более низкого класса выпускают фирмы Genius, Altec, JAZZ Hipster.
Некоторые модели колонок фирмы Microsoft подключаются не к звуковой карте, а к порту USB. В этом случае звук поступает на колонки в цифровом виде, а его декодирование производит небольшой Chipulb, каждая из которых может иметь один или несколько динамиков.pset, установленный в колонках.
7. Направления совершенствования звуковой системы
В настоящее время фирмы Intel, Compaq и Microsoft предложили новую архитектуру звуковой системы ПК . Согласно этой архитектуре модули обработки звуковых сигналов выносятся за пределы корпуса ПК , в котором на них действуют электрические помехи, и размещаются, например, в колонках акустической системы. В этом случае звуковые сигналы передаются в цифровой форме, что значительно повышает их помехозащищенность и качество воспроизведения звука. Для передачи цифровых данных в Цифровой форме предусматривается использование высокоскоростных шин USB и IEEE 1394.
Еще одним направлением совершенствования звуковой системы является создание объемного (пространственного) звука, называемого трехмерным, или 3D-Sound (Three Dimentional Sound) . Для получения объемного звучания производится специальная обработка фазы сигнала: фазы выходных сигналов левого и правого каналов сдвигаются относительно исходного. При этом используется свойство мозга человека определять положение источника звука путем анализа соотношения амплитуд и фаз звукового сигнала, воспринимаемого каждым ухом. Пользователь звуковой системы, оборудованной специальным модулем обработки 3D-звука, ощущает эффект «перемещения» источника звука.
Новым направлением применения мультимедийных технологий является создание домашнего театра на базе ПК (PC — Theater ) ,т.е. варианта мультимедийного ПК, предназначенного одновременно нескольким пользователям для наблюдения за игрой, просмотра образовательной программы или фильма в стандарте DVD. PC-Theater в своем составе имеет специальную многоканальную акустическую систему, формирующую объемный звук (Surround Sound ). Системы Surround Sound создают в помещении различные звуковые эффекты, причем пользователь ощущает, что он находится в центре звукового поля, а источники звука - вокруг него. Многоканальные звуковые системы Surround Sound используются в кинотеатрах и уже начинают появляться в виде устройств бытового назначения.
В многоканальных системах бытового назначения звук записывается на двух дорожках лазерных видеодисков или видеокассет по технологии Dolby Surround , разработанной фирмой Dolby Laboratories. К наиболее известным разработкам в этом направлении относятся:
Dolby (Surround ) Pro Logic - четырехканальная звуковая система, содержащая левый и правый стереоканалы, центральный канал для диалогов и тыловой канал для эффектов.
Dolby Surround Digital - звуковая система, состоящая из 5 + 1 каналов: левого, правого, центрального, левого и правого каналов тыловых эффектов и канала сверхнизких частот. Запись сигналов для системы выполняется в виде цифровой оптической фонограммы на кинопленке.
В отдельных моделях акустических колонок помимо стандартных регуляторов высоких/низких частот, громкости и баланса имеются кнопки для включения специальных эффектов, например, ЗD-звука, Dolby Surround и др.
Контрольные вопросы
- Какие основные функции выполняет звуковая система ПК?
- Какие основные компоненты входят в состав звуковой системы ПК?
- Исходя из каких соображений выделяется частота дискретизации сигнала в процессе аналого-цифрового преобразования?
- Перечислите основные этапы аналого-цифрового и цифроаналогового преобразования.
- Какие основные параметры характеризуют модуль записи и воспроизведения звука?
- Какие применяют методы синтеза звука?
- Какие функции выполняет модуль микшера и что относится к числу его основных характеристик?
- В чем отличие пассивной акустической системы от активной?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 СУЩНОСТЬ АКУСТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ ПК…………………………….4
1.1 Система ввода/вывода
звука – аудио адаптер……………………… ……..4
1.2 Воспроизведение звука
– акустическая стереосистема…… ……………...5
2 ПАРАМЕТРЫ И НАЗНАЧЕНИЯ
АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПК……. ..9
2.1Назначение…………………………………………… ………………………9
2.2 Классификация…………………………………………… ………………....9
2.3.Основные принципы
работы………………………………………………12
2.4 Основные характеристики………………… ………………………………14
2.5 Основные фирмы производители…… …………………………………….14
Заключение…………………………………………………… ………………...16
Список литературы............. .............................. .............................. .......................17
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наша
жизнь уже абсолютно не мыслима
без каждодневного применения технологий,
в частности, компьютерных. Компьютерные
технологии сочетают в себе сотни
различных функций являя собой
пример неограниченной работоспособности,
направленности и, конечно, практичности.
Современный мультимедиа-ПК
в полном “вооружении” напоминает
домашний стереофонический Hi-Fi комплекс,
объединенный с дисплеем-телевизором.
Он укомплектован активными стереофоническими
колонками, микрофоном и дисководом
для оптических компакт-дисков. Кроме
того, внутри компьютера укрыто новое
для ПК устройство – аудиоадаптер,
позволивший перейти к прослушиванию
чистых стереофонических звуков через
акустические колонки с встроенными
усилителями.
Появление систем мультимедиа,
безусловно, производит революционные
изменения в таких областях, как
образование, компьютерный тренинг, во
многих сферах профессиональной деятельности,
науки, искусства, в компьютерных играх
и т.д.
Качественное «железо»
и, безусловно, хорошая акустическая
система для ПК нужна любому пользователю.
Фирм-производителей акустики на данный
момент очень много. У каждой фирмы
есть как преимущества, так и недостатки.
Поэтому выбрать хорошую акустическую
систему для компьютера часто
бывает трудновато. Если нужно хорошее
качество звука при прослушивании
музыки, просмотре фильмов, или же
при прохождении какой-либо трехмерной
игры, то относиться к покупке акустики
стоит более серьезно. С приобретением
качественной акустики для музыки,
игр и фильмов придется немного
повозиться! Объясняется это тем,
что качество звучания зависит от
многих факторов, которые будут рассмотрены
далее.
Современные акустические
системы являются готовым удобным
решением для создания домашнего
кинотеатра. Идеально подходят для
небольших помещений, где важно
рационально использовать имеющееся
пространство. Отличительные достоинства
- качественный звук и легкость использования.
1 СУЩНОСТЬ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ПК.
Акустическая система
ПК – это устройство, предназначенное
для вывода обрабатываемой на компьютере
звуковой информации. Под акустической
системой в широком смысле слова
будем понимать электромеханический
преобразователь электрических
звуковых сигналов в акустические.
Мы все уже привыкли
к тому, что современный персональный
компьютер может издавать весьма
разнообразные звуки. Вначале они
могли только гудеть и пищать на
разные лады, затем появились программы,
произносящие вполне отчетливые слова
и играющие отдаленное подобие музыки,
слушаемой через водосточную
трубу; компьютерные игры довольно быстро
научились даже при помощи встроенного
громкоговорителя издавать что-то вроде
выстрелов и взрывов. А теперь
повсеместное распространение недорогих
звуковых карт позволило воспроизводить
с их помощью любые теоретически
возможные звуки. Однако, в большинстве
случаев, мы с вами слышим только те
звуки, которые были заложены при
разработке той или иной программы,
а между тем многим хочется
гораздо большего. Все это вполне
возможно – при наличии требуемых
аппаратных средств и/или программ,
а главное – знаний о способах
извлечения нужных звуков из такого вроде
бы немузыкального устройства, как
компьютер, так как компьютер
по первоначальному определению
это устройство для хранения, обработки
и передачи информации.
С течением времени перечень
задач выполняемых на ПК вышел
за рамки просто использования электронных
таблиц или текстовых редакторов.
Персональный компьютер становится
мультимедийным комплексом.
Мультимедиа – это сумма
технологий, позволяющих компьютеру
вводить, обрабатывать, хранить, передавать
и отображать (выводить) такие типы
данных как текст, графика, анимация,
оцифрованные неподвижные изображения,
видео, звук и речь.
Компакт-диски со звуковыми
файлами, подготовка мультимедиа презентаций,
проведение видео конференций и
телефонные средства, а также игры
и прослушивание аудио CD – для
всего этого необходимо, чтобы
звук стал неотъемлемой частью ПК. Для
этого необходима звуковая карта
и акустическая система.
1.1 Система ввода/вывода звука
– аудио адаптер
Микрофон используется для
ввода звука в компьютер. Непрерывные
электрические колебания, идущие от микрофона,
преобразуются в числовую последовательность.
Эту работу выполняет устройство, подключаемое
к компьютеру, которое называется аудио
адаптером, или звуковой картой. Воспроизведение
звука, записанного в компьютерную память,
также происходит с помощью аудио адаптера,
преобразующего оцифрованный звук в аналоговый
электрический сигнал звуковой частоты,
поступающий на акустические колонки
или стереонаушники.
Аудио адаптер имеет
аналогово-цифровой преобразователь (АЦП),
периодически определяющий уровень
звукового сигнала и превращающий
этот отсчет в цифровой код. Он и
записывается на внешний носитель уже
как цифровой сигнал.
Цифровые выборки реального
звукового сигнала хранятся в
памяти компьютера (например, в виде
WAV–файлов). Считанный с диска цифровой
сигнал подается на цифро-аналоговый преобразователь
(ЦАП), который преобразует цифровые сигналы
в аналоговые. После фильтрации их можно
усилить и подать на акустические колонки
для воспроизведения. Важными параметрами
аудио адаптера являются частота квантования
звуковых сигналов и разрядность квантования.
Из сказанного следует,
что звуковая карта совмещает
в себе функции ЦАП и АЦП (рисунок
1).
Рисунок 1 - Преобразование звука при вводе и выводе
Аудио адаптер – достаточно сложное техническое устройство, построенное на основе использования последних достижений в аналоговой и цифровой аудиотехнике.
1.2 Воспроизведение звука – акустическая
стереосистема.
Какой бы современной ни
была электронная система записи
и воспроизведения звука, сколько
бы форматов записи она ни обслуживала,
объединенная в одном агрегате, в
конце ее, на выходе будет "динамик"
- так называли его раньше. И был
он сначала один, ну два – для
воспроизведения высоких и низких
звуковых частот в одной коробке-ящике.
С появлением в 1950-х годах стереофонических
грампластинок ящиков стало два
- отдельно для правого и левого
звукового канала.
Известный давний опыт трансляции
звуковой передачи был предпринят французом
Клементом Адлером еще в 1881 году
на Парижской электрической выставке.
Восемьдесят пар телефонных проводов
были протянуты со сцены Парижской
оперы в четыре комнаты отеля,
расположенного поблизости. Посетителям
выставки таким образом демонстрировалась
возможность слушать оперный
спектакль на расстоянии. Музыкальные
образы воздействовали на слушателя
с помощью двух отдельно стоящих
микрофонов, расположенных на театральных
подмостках.
Спустя 50 лет в исследовательских
подразделениях BELL Labs Харви Флетчер
(Harvey Fletcher), знаменитый американский ученый-теоретик
и практик, основатель и руководитель
Акустического общества и президент Физического
общества США, в соавторстве с Артуром
Келлером (Arthur C. Keller) и в содружестве с
именитым дирижером симфонического оркестра
Леопольдом Стоковским (Leopold Stokowski) провели
первые опыты по моно- и бинауральной звукозаписи.
В Англии в то же время аналогичными исследованиями
занимался инженер звукозаписывающей
компании EMI Алан Блумлейн (Alan D. Blumlein), который
14 декабря 1931 года оформил документы на
патентование пространственно-ощущаемой
звукозаписи, также названной бинауральной.
В разработках и производстве
современных широко применяемых
электродинамических громкоговорителей
до сих пор повторяются нововведения,
известные еще с середины 1920-х
годов. Идеи и реализующие их технические
решения, положенные в основу акустического
устройства, преобразующего электрические
колебания в звуковые, были изложены
инженерами американской компании GENERAL
ELECTRIC Честером Райсом (Chester W. Rice) и Эдвардом
Келлогом (Edward W. Kellog) в трудах американского
института инженеров-электриков в 1925
году. Занимавшийся электроакустикой
параллельно с ними и независимо
от них в том же году инженер
Эдвард Вент (Edward Wente) из американской компании
BELL Laboratories также подал заявку на
патентование аналогичного излучателя
звуковых колебаний.
Однако Ч. Райс и Э. Келлог
привели в статье еще и описание
усилителя мощностью 1 Вт для своего
громкоговорителя. И уже в 1926 году
по их предложению американская фирма
RCA (Radio Corporation of America) разработала и
сделала громкозвучащий радиоприемник
в одном корпусе. Помимо акустической
головки он содержал входные контуры
настройки, ламповый усилитель и
выпрямитель питания электросети.
Радиоприемник получил ставшее
популярным наименование "радиола",
а громкоговоритель динамического
типа стали называть просто: "динамик".
Громкоговоритель –
прибор для преобразования электрических
колебаний в акустические колебания
воздушной среды, является последним
и одним из наиболее важных звеньев
любого акустического тракта, так
как его свойства оказывают чрезвычайно
большое влияние на качество работы
этого тракта в целом.
По способу преобразования
колебаний громкоговорители подразделяются
на электродинамические катушечные
(подавляющее число современных
типов громкоговорителей), электромагнитные,
электростатические, пьезоэлектрические
и некоторые другие; по виду излучения
– на громкоговорители непосредственного
излучения, диффузорные и рупорные;
по воспроизводимому диапазону –
на широкополосные, низко-, средне- и
высокочастотные; по потребляемой электрической
мощности – на мощные и маломощные.
В подавляющем большинстве
современных акустических систем (более
90%) преобразование электрических звуковых
сигналов в акустические осуществляется
при помощи электродинамических головок,
принцип действия которых основан на взаимодействии
магнитного поля постоянного магнита
с проводом звуковой катушки. При протекании
токов звуковой частоты по проводу под
влиянием электродинамической силы катушка
громкоговорителя попеременно втягивается
и выталкивается из кольцевого зазора
магнита в зависимости от направления
электрического тока. Ну, а дальше все
просто: звуковая катушка механически
соединена с излучателем - диффузором,
который, собственно, и создает в пространстве
сгущения и разрежения воздуха, т.е. акустические
волны. Так как звуковая волна, излучаемая
передней (фронтальной) поверхностью диффузора,
находится в противофазе с акустической
волной, излучаемой тыльной стороной диффузора,
обе эти волны при работе динамической
головки в открытом пространстве могут
гасить друг друга, что носит название
«акустическое короткое замыкание» (по
аналогии с коротким замыканием в электрических
сетях). Чтобы избежать этой неприятности,
головки помещают в корпус, основным назначением
которого и является исключить это самое
взаимодействие звуковых волн от фронтальной
и тыловой поверхностей диффузора. Динамики,
установленные в корпус вместе с разделительными
фильтрами, образуют акустическую систему,
называемую иногда звуковой колонкой
или попросту громкоговорителем.
В относительно небольшом
количестве акустических систем используются
излучатели, основанные на других физических
принципах (электростатические, пьезоэлектрические,
изодинамические, плазменные излучатели),
но эти типы «экзотических» громкоговорителей
практически не применяются в
массовых акустических системах.
Чувствительность (эффективность
излучения) громкоговорителя на высоких
частотах повышают, уменьшая индуктивность
звуковой катушки, например, с помощью
вихревых токов Фуко; уменьшение индуктивности
снижает ее электрическое сопротивление
и приводит к возрастанию тока
на высоких частотах. На низких частотах
чувствительность громкоговорителя повышают,
применяя специальные акустические
оформления.
В подавляющем большинстве
современные звуковые колонки представляют
собой набор из двух-трех электродинамических
громкоговорителей, помещенных внутрь
корпуса прямоугольной формы
шириной 20-30 см.
Важным параметром, характеризующим
звуковые колонки, является диаграмма
направленности. При узкой диаграмме
непосредственно в сторону слушателя
направляется больше звуковых сигналов
акустического излучателя, и звуковые
образы проявляются более отчетливо.
Как и в реальном концертном
зале, в домашних условиях исполнителям
произведений искусства положено находиться
перед слушателем. Этому условию
вполне удовлетворяют две звуковые
колонки (левая и правая), установленные
на определенном расстоянии от слушателя
и одна от другой.
Как можно использовать
колонки для воспроизведения
бинаурального звука (т.е. звука, предназначенного
для прослушивания в наушниках,
когда часть сигнала предназначена
для одного уха, а другая часть
для другого уха)? Как только мы
подключим вместо наушников колонки,
наше правое ухо начнет слышать не
только звук, предназначенный для
него, но и часть звука, предназначенную
для левого уха. Одним из решений
такой проблемы является использование
техники cross-talk-cancelled stereo или transaural stereo,
чаще называемой просто алгоритм crosstalk
cancellation (для краткости CC).
Идея CC просто выражается
в терминах частот. На рисунке 2 сигналы
S1 и S2 воспроизводятся колонками. Сигнал
Y1 достигающий левого уха представляет
собой смесь из S1 и "crosstalk" (части)
сигнала S2.
Рисунок 2 – Схема воспроизведения бинаурального звука колонками
Если мы решим использовать
наушники, то мы явно будем знать
искомые сигналы Y1 и Y2 воспринимаемые
ушами. Проблема в том, что необходимо
правильно определить сигналы S1 и S2,
чтобы получить искомый результат.
При грамотном использовании
алгоритмов CC получаются весьма хорошие
результаты, обеспечивающие воспроизведение
звука, источники которого расположены
в вертикальной и горизонтальной
плоскости. Фантомный источник звука
может располагаться далеко вне
пределов линейного сегмента между
двумя колонками.
Давно известно, что для
создания убедительного 3D звучания достаточно
двух звуковых каналов. Главное это
воссоздать давление звука на барабанные
перепонки в левом и правом
ушах таким же, как если бы слушатель
находился в реальной звуковой среде.
2 ПАРАМЕТРЫ И НАЗНАЧЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПК.
2.1Назначение
Предназначается для воспроизведения
звука и мелодий. Если компьютер
оборудован звуковыми колонками
и звуковой картой его называют мультимедийным.
Звуковая плата (также
называемая звуковая карта или музыкальная
плата) (англ. sound card) - это
плата, которая позволяет работать со
звуком на компьютере. В настоящее время
звуковые карты бывают как встроенными
в материнскую плату, так и отдельными
платами расширения или внешними устройствами.
Сегодня звуковые карты
– это целый класс устройств,
многие из которых служат гораздо
более высоким целям, чем простой
вывод MP3-файлов в колонки. Они становятся
центрами домашних кинотеатров, Hi-Fi систем,
домашних и профессиональных студий.
Кстати, платы называли
платами собственно потому что они
представляли из себя печатную плату,
вставляемую в ISA или PCI-слот. Сегодня
же звукокарты подключают и через USB,
FireWire, PCMCIA
Активные колонки используются
как устройство воспроизведения
и усиления музыки, речи и звуковых
эффектов.
2.2 Классификация
Встроенные
звуковые карты.
Куда они встроены? В
материнские платы. Прямо на «мать»
напаивают входы/выходы и кодеки,
а всю вычислительную обработку
на себя берет центральный процессор.
Подобное звуковое решение почти
бесплатно, потому и для непритязательных
пользователей более чем приемлемо
– несмотря на отвратительное качество
звучания.
Мультимедийные
звуковые карты.
Это наиболее древняя категория
плат: именно они появились первыми
и сделали компьютер средством
воспроизведения и записи музыки.
Эти карты, в отличие от встроенных,
обладают собственным звуковым процессором,
который занимается обработкой звука,
расчетом трехмерных звуковых эффектов
используемых в играх, микшированием
звуковых потоков и т.п., что позволяет
разгрузить центральный процессор
компьютера для обработки более
важных задач.
Как правило, качество звука
в отдельных мультимедиа-картах
действительно выше оного у встроенных.
К ним можно не стесняясь подключать
не самые плохие компьютерные колонки
и наборы акустики – хотя до уровня
Hi-Fi тут еще очень далеко. Домашний
кинотеатр будет звучать уже
более-менее пристойно в сочетании
с комплектами 5.1-акустики, сделанными
специально для компьютерного применения.
Более того, записывать звук
с помощью мультимедийных карт уже
кое-как можно: на уровень караоке
вполне потянет. Да и несложные программы
для работы со звуком будут нормально
функционировать.
Несколько лет назад
рынок мультимедийных плат был весьма
насыщенным, велись бои производителей
и их продуктов. Самыми яркими конкурентами
были Aureal и Creative. Карты этих компаний использовали
разные алгоритмы работы с 3D-звуком –
у каждой были свои поклонники.
С приходом материнских
плат со встроенным аудио конфликты
разрешились сами собой: все производители
дешевых звуковых карт умерли. На плаву
осталась только Creative со своей линейкой
Sound Blaster Audigy/Audigy2, считающейся топовым
уровнем в мультимедиа.
Полупрофессиональные
звуковые карты
Собственно называть эти
платы можно по-разному – либо
полупрофессиональные, либо топовые мультимедийные.
Но скорее это все же полупрофессиональные
платы. Как правило их выпускают производители
профессионального оборудования, ориентируясь
не на музыкантов, а на любителей хорошего
звука. Иными словами – карты для аудиофилов.
Они отличаются от мультимедийных
в первую очередь профессиональными
схемотехническими решениями и
высоким качеством воспроизведения
звука. При этом в них, как правило,
не используются серьезные звуковые
процессоры, и опять же всю тяжесть
обработки 3D-звука взваливает на себя
центральный процессор.
Зато для прослушивания
музыки эти карты подходят идеально.
При наличии хорошей акустики,
лишенной позорного определения
«компьютерная», или приличных наушников
вы сможете получить звучание, близкое
к недорогой Hi-Fi системе. Вы наконец-то
сможете отличить MP3-файлы от нормальных
записей… И начнете бояться низкокачественных
«эмпэтришек» как огня.
В качестве основы для
кинотеатрального звука такие карты
также вполне сгодятся. Звук будет
чистым, не искаженным – вобщем, очень
приличным.
Как правило, карты от производителей
профессионального оборудования комплектуются
драйверами для профессиональных же
программ для работы с музыкой
и звуком. Так что такая плата
станет отличным стартом для начинающего
музыканта. Впрочем, многие из этих карт
непригодны для профессиональной записи
звука и в этом плане ничуть
не лучше своих мультимедийных коллег.
Профессиональные
звуковые карты
Эти карты рассчитаны на
профессиональных музыкантов, аранжировщиков,
музыкальных продюсеров. Всех, кто занимается
производством и записью музыки. В соответствии
с задачами – и особенности: высочайшее
качество воспроизведения и записи звука,
минимум искажений, максимум возможностей
для работы с профессиональным ПО и подключения
профессионального оборудования.
У профессиональных карт
как правило нет мультимедийных
драйверов и поддержки DirectX, что
делает многие из них бесполезными
в играх. Они не поддерживают даже
стандартные системные регулировки
громкости – каждый канал регулируется
в специальной контрольной панели,
показывающей уровень сигнала в
децибеллах.
Входы/выходы вместо стандартного
«миниджека» выполнены либо на «тюльпанах»
RCA, либо на «больших джеках», либо в
виде разъемов XLR, выведенных с помощью
специальных интерфейсных кабелей.
Многие карты располагают внешним
блоками, куда выводятся все разъемы
для удобства подключения. Компьютерные
колонки здесь просто некуда воткнуть…
Эти карты рассчитаны на подключение
профессиональных студийных акустических
мониторов, микшерных пультов, предусилителей
и прочих «серьезных» устройств.
Впрочем, недорогие профессиональные
карты могут стать лучшим выбором
для настоящего ценителя качественного
звука. Карты с разъемами на RCA
очень удобны для подключения Hi-Fi
аппаратуры и станут хорошим источником
звука для приличной аудиосистемы.
Карты с выходами «стереоджек» позволят
подключать дорогие наушники без
переходников и сопутствующих искажений.
Впрочем, как основа для домашнего
кинотеатра подойдут лишь немногие из
профессиональных плат, количество выходов
которых позволит подключить все
шесть АС. Ведь здесь главное не
количество каналов, а качество звучания
каждого из них.
Внешние звуковые
карты
Это относительно свежая
тенденция в мире звуковых плат,
получившая свое развитие лишь за последний
год. Внешние звуковые платы подключаются
к компьютеру с помощью интерфейсов
USB, USB 2.0 или FireWire.
Для чего делают эти устройства?
Во-первых, вынос карты
за пределы корпуса PC позволяет легко
решить некоторые проблемы, связанные
с наводками и помехами, идущими
от других компонентов компьютера и
влияющих на качество звука. Производители
дорогих плат решают эти проблемы
с помощью качествнных элементов,
специальной изоляции и т.п., что
повышает стоимость устройства.
Во-вторых, все большую
популярность набирают barebone-системы
– небольшие системные блоки
с большим количеством интерфейсных
разъемов и, как правило, не более
чем одним PCI-слотом, занять который,
возможно, придется чем-то более нужным
для пользователя чем звукокарта.
В-третьих, портативная
профессиональная звуковая плата, подключаемая
«на лету» к любому компьютеру
– это готовая портативная
студия!
Но есть и проблемы.
Первые выпущенные для USB устройства не
обрели должной популярности из-за
невысокой пропускной способности
этого интерфейса. Вводились ограничения
на количество и качество передаваемых
сигналов. Тем не менее на рынке еще достаточно
мультимедийных USB-карт, предоставляющих
пристойное звучание и небольшое количество
вводных/выводных каналов.
Сегодня наблюдается настоящий
бум на профессиональные карты, подключаемые
по шине FireWire: за счет высокой пропускной
способности интерфейса не возникает
практически никаких проблем
с количеством каналов и качеством
сигнала.
Классификация колонок.
-Активные (встроенный усилитель,
требуют дополнительных источников питания,
регулятор громкости и тембра);
-Пассивные (маленькая мощность).
2.3.Основные принципы работы
Принципы работы обычных
звуковых карт
Кроме обычного канала звука
на встроенный динамик компьютера,
фактическим стандартом создания
звуков на обычном компьютере
являются звуковые карты, разработанные
фирмой Creative Technology. Все остальные
производители звуковых карт
стараются сохранить совместимость
с этими картами либо аппаратными,
либо программными способами.
Звуковые карты ранее чаще
всего использовали 16-битную шину
ISA, 8-ми разрядные карты уже
несколько лет не выпускаются.
С середины 1996 года все новые
модели звуковых карт поддерживают
режим Plug&Play. Начиная с осени
1998 года активно начали распространяться
аудио карты с шиной PCI.
Звуковые
карты состоят из двух основных
частей: синтезатора для обработки
MIDI команд и блока аналогово- цифрового
(АЦП - Analog Digital Converter - ADC) и цифроаналогового
(ЦАП - Digital Analog Converter - DAC) преобразователя.
Кроме этого, на звуковой карте,
как правило, расположен контроллер
джойстика.
С
помощью АЦП и ЦАП обеспечивается
возможность моно- или стереофонической
записи и воспроизведения аудиофайлов
с уровнем качества от кассетного
магнитофона до аудио-CD. Разрядность
АЦП и ЦАП (аналого-цифровых
и цифроаналоговых преобразователей)
сейчас, как правило, 16 бит, частота
дискретизации от 5 до 44, 1 кГц, возможна
компрессия звука (например, по
методу ADPCM), позволяющая уменьшать
объем создаваемых звуковых файлов.
В ISA картах используется также
8- и/или 16-битный канал DMA, прерывание
и порты ввода-вывода. При использовании
двух каналов DMA возможны одновременная
запись и воспроизведение аудиосигналов,
что реализуется только в Full- Duplex
картах. Наиболее часто используется
5 прерывание (IRQ 5) и 1-й и 5-й каналы
DMA. Возможность двунаправленной
работы многих звуковых карт
сейчас активно используется
для общения через Internet, поэтому
рекомендуется приобретать звуковые
карты, поддерживающие этот режим.
PCI аудиокарты за счет намного более высокой
скорости работы шины всегда поддерживают
полный дуплекс
Синтезатор обеспечивает
имитацию звучания музыкальных инструментов
и воспроизведение различных
звуков при выполнении команд MIDI. Синтезатор
может быть выполнен как на основе
FM синтеза, так и на основе таблицы
волн. При FM синтезе возможно одновременное
звучание до 20 инструментов, а с использованием
таблицы волн - до 512 и более. Очень
часто путают количество одновременно
звучащих инструментов и разрядность
звуковой карты. Еще раз обращаем
внимание на то, что 32-х и 64-х разрядных
классических звуковых карт НЕ БЫВАЕТ.
Цифра 32 или 64 (например, Sound Blaster 32 или Sound
Blaster AWE64) означает максимальное количество
одновременно звучащих инструментов и
не более того. Звуковые карты на
PCI, как правило, не имеют встроенной
таблицы волн. Для уменьшения их
стоимости таблица (таблицы) загружаются
в обычную память компьютера, что
позволяет даже с самыми недорогими
аудиокартами использовать волновые таблицы
большого объема и, соответственно, с
большим количеством инструментов
(до 512) и более высоким качеством
звучания.
Звуковые карты PCI имеют
32-разрядную шину для обмена данными,
но процедуры цифровой обработки
звука и приема/передачи результатов
обработки могут быть с разрядностью
64 и более.
В программное обеспечение
к звуковой карте, как правило, входит
программа-микшер, которая обеспечивает
регулировку уровней входных
и выходных сигналов, регулировку
тембра по низким и высоким частотам
(не во всех моделях). В таких операционных
системах, как Windows 95 и Windows NT, микшер входит
в состав системы, но, как правило,
своя программа-микшер прилагается
к каждой звуковой карте.
Звуковая карта имеет
набор разъемов для подключения
внешних аналоговых и цифровых сигналов:
-
входные - микрофон, линейный вход, CD-ROM аналоговый (разъем для его подключения обычно размещен на самой карте для присоединения аудиовыхода CD-ROM привода), CD-ROM цифровой вход (на некоторых новых PCI картах);
выходные - линейный выход, выход на колонки или наушники). Встроенный усилитель имеет мощность до 4 Вт на канал, большинство звуковых карт с 1999 года имеют усилитель с выходной мощностью, достаточной только для наушников.
2.4 Основные характеристики
Чувствительность громкоговорителя
- величина, характеризующая звуковое
давление, создаваемое громкоговорителем
при подаче на него сигнала с определенной
электрической мощностью. Чувствительность
громкоговорителя определяется путем
измерения звукового давления на
расстоянии 1 м от головки по основной
оси при поданном на вход громкоговорителя
сигнале мощностью 1 Вт.
Мощность - номинальная,
программная (длительная), либо пиковая
(краткосрочная) подводимая мощность,
которую выдерживает головка
до своего разрушения. Головка может
быть разрушена и гораздо меньшей
мощностью, если динамик нагружается
сверх своих механических возможностей
на очень низких частотах (например,
электронная музыка с большим
количеством баса или органная музыка),
также разрушение может быть вызвано
перегрузкой («клипированием») усилителя
мощности.
Импеданс (номинальное
сопротивление) - как правило, динамические
головки имеют импеданс 2Ом, 4Ом, 8Ом,
16Ом.
Частотная характеристика
- Измеренная, либо заявленная, выходная
характеристика на заданном диапазоне
и т.д.................
Звуковая система ПК в виде звуковой карты появилась в 1989 г., существенно расширив возможности ПК как технического средства информатизации.
Звуковая система ПК - комплекс программно-аппаратных средств, выполняющих следующие функции:
запись звуковых сигналов, поступающих от внешних источников, например, микрофона или магнитофона, путем преобразования входных аналоговых звуковых сигналов в цифровые и последующего сохранения на жестком диске;
воспроизведение записанных звуковых данных с помощью внешней акустической системы или головных телефонов (наушников);
воспроизведение звуковых компакт-дисков;
микширование (смешивание) при записи или воспроизведении сигналов от нескольких источников;
одновременная запись и воспроизведение звуковых сигналов (режим Full Duplex );
обработка звуковых сигналов: редактирование, объединение или разделение фрагментов сигнала, фильтрация, изменение его уровня;
обработка звукового сигнала в соответствии с алгоритмами объемного (трехмерного - 3 D - Sound ) звучания;
генерирование с помощью синтезатора звучания музыкальных инструментов, а также человеческой речи и других звуков;
управление работой внешних электронных музыкальных инструментов через специальный интерфейс MIDI.
Звуковая система ПК конструктивно представляет собой звуковые карты, либо устанавливаемые в слот материнской платы, либо интегрированные на материнскую плату или карту расширения другой подсистемы ПК. Отдельные функциональные модули звуковой системы могут выполняться в виде дочерних плат, устанавливаемых в соответствующие разъемы звуковой карты.
Классическая звуковая система, как показано на рис. 5.1, содержит:
Модуль записи и воспроизведения звука;
модуль синтезатора;
модуль интерфейсов;
модуль микшера;
акустическую систему.
Первые четыре модуля, как правило, устанавливаются на звуковой карте. Причем существуют звуковые карты без модуля синтезатора или модуля записи/воспроизведения цифрового звука. Каждый из модулей может быть выполнен либо в виде отдельной микросхемы, либо входить в состав многофункциональной микросхемы. Таким образом, Chipset звуковой системы может содержать как несколько, так и одну микросхему.
Конструктивные исполнения звуковой системы ПК претерпевают существенные изменения; встречаются материнские платы с установленным на них Chipset для обработки звука.
Однако назначение и функции модулей современной звуковой системы (независимо от ее конструктивного исполнения) не меняются. При рассмотрении функциональных модулей звуковой карты принято пользоваться терминами «звуковая система ПК» или «звуковая карта».
2. Модуль записи и воспроизведения
Модуль записи и воспроизведения звуковой системы осуществляет аналого-цифровое и цифроаналоговое преобразования в режиме программной передачи звуковых данных или передачи их по каналам DMA (Direct Memory Access - канал прямого доступа к памяти).
Звук, как известно, представляет собой продольные волны, свободно распространяющиеся в воздухе или иной среде, поэтому звуковой сигнал непрерывно изменяется во времени и в пространстве.
Запись звука - это сохранение информации о колебаниях звукового давления в момент записи. В настоящее время для записи и передачи информации о звуке используются аналоговые и цифровые сигналы. Другими словами, звуковой сигнал может быть представлен в аналоговой или цифровой форме.
Если при записи звука пользуются микрофоном, который преобразует непрерывный во времени звуковой сигнал в непрерывный во времени электрический сигнал, получают звуковой сигнал в аналоговой форме. Поскольку амплитуда звуковой волны определяет громкость звука, а ее частота - высоту звукового тона, постольку для сохранения достоверной информации о звуке напряжение электрического сигнала должно быть пропорционально звуковому давлению, а его частота должна соответствовать частоте колебаний звукового давления.
На вход звуковой карты ПК в большинстве случаев звуковой сигнал подается в аналоговой форме. В связи с тем что ПК оперирует только цифровыми сигналами, аналоговый сигнал должен быть преобразован в цифровой. Вместе с тем акустическая система, установленная на выходе звуковой карты ПК, воспринимает только аналоговые электрические сигналы, поэтому после обработки сигнала с помощью ПК необходимо обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый.
Аналого-цифровое преобразование представляет собой преобразование аналогового сигнала в цифровой и состоит из следующих основных этапов: дискретизации, квантования и кодирования. Схема аналого-цифрового преобразования звукового сигнала представлена на рис. 5.2.
Предварительно аналоговый звуковой сигнал поступает на аналоговый фильтр, который ограничивает полосу частот сигнала.
Дискретизация сигнала заключается в выборке отсчетов аналогового сигнала с заданной периодичностью и определяется частотой дискретизации. Причем частота дискретизации должна быть не менее удвоенной частоты наивысшей гармоники (частотной составляющей) исходного звукового сигнала. Поскольку человек способен слышать звуки в частотном диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, максимальная частота дискретизации исходного звукового сигнала должна составлять не менее 40 кГц, т. е. отсчеты требуется проводить 40 000 раз в секунду. В связи с этим в большинстве современных звуковых систем ПК максимальная частота дискретизации звукового сигнала составляет 44,1 или 48 кГц.
Квантование по амплитуде представляет собой измерение мгновенных значений амплитуды дискретного по времени сигнала и преобразование его в дискретный по времени и амплитуде. На рис. 5.3 показан процесс квантования по уровню аналогового сигнала, причем мгновенные значения амплитуды кодируются 3-разрядными числами.
Кодирование заключается в преобразовании в цифровой код квантованного сигнала. При этом точность измерения при квантовании зависит от количества разрядов кодового слова. Если значения амплитуды записать с помощью двоичных чисел и задать длину кодового словаN разрядов, число возможных значений кодовых слов будет равно2 N . Столько же может быть и уровней квантования амплитуды отсчета. Например, если значение амплитуды отсчета представляется 16-разрядным кодовым словом, максимальное число градаций амплитуды (уровней квантования) составит 2 16 = 65 536. Для 8-разрядного представления соответственно получим 2 8 =256 градаций амплитуды.
Аналого-цифровое преобразование осуществляется специальным электронным устройством - аналого-цифровым преобразова телем (АЦП), в котором дискретные отсчеты сигнала преобразуются в последовательность чисел. Полученный поток цифровых данных, т.е. сигнал, включает как полезные, так и нежелательные высокочастотные помехи, для фильтрации которых полученные цифровые данные пропускаются через цифровой фильтр.
Цифроаналоговое преобразование в общем случае происходит в два этапа, как показано на рис. 5.4. На первом этапе из потока цифровых данных с помощью цифроаналогового преобразователя (ЦАП) выделяют отсчеты сигнала, следующие с частотой дискретизации. На втором этапе из дискретных отсчетов путем сглаживания (интерполяции) формируется непрерывный аналоговый сигнал с помощью фильтра низкой частоты, который подавляет периодические составляющие спектра дискретного сигнала.
Для записи и хранения звукового сигнала в цифровой форме требуется большой объем дискового пространства. Например, стереофонический звуковой сигнал длительностью 60 с, оцифрованный с частотой дискретизации 44,1 кГц при 16-разрядном квантовании для хранения требует на винчестере около 10 Мбайт.
Для уменьшения объема цифровых данных, необходимых для представления звукового сигнала с заданным качеством, используют компрессию (сжатие), заключающуюся в уменьшении (Количества отсчетов и уровней квантования или числа бит, при-I холящихся на один отсчет.
Подобные методы кодирования звуковых данных с использованием специальных кодирующих устройств позволяют сократить объем потока информации почти до 20 % первоначального. Выбор метода кодирования при записи аудиоинформации зависит от набора программ сжатия - кодеков (кодирование-декодирование), поставляемых вместе с программным обеспечением звуковой карты или входящих в состав операционной системы.
Выполняя функции аналого-цифрового и цифроаналогового преобразований сигнала, модуль записи и воспроизведения цифрового звука содержит АЦП, ЦАП и блок управления, которые обычно интегрированы в одну микросхему, также называемую кодеком. Основными характеристиками этого модуля являются: частота дискретизации; тип и разрядность АЦП и ЦАП; способ кодирования аудиоданных; возможность работы в режиме Full Duplex .
Частота дискретизации определяет максимальную частоту записываемого или воспроизводимого сигнала. Для записи и воспроизведения человеческой речи достаточно 6 - 8 кГц; музыки с невысоким качеством - 20 - 25 кГц; для обеспечения высококачественного звучания (аудиокомпакт-диска) частота дискретизации должна быть не менее 44 кГц. Практически все звуковые карты поддерживают запись и воспроизведение стереофонического звукового сигнала с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц.
Разрядность АЦП и ЦАП определяет разрядность представления цифрового сигнала (8, 16 или 18 бит). Подавляющее большинство звуковых карт оснащено 16-разрядными АЦП и ЦАП. Такие звуковые карты теоретически можно отнести к классу Hi-Fi, которые должны обеспечивать студийное качество звучания. Некоторые звуковые карты оснащаются 20- и даже 24-разрядными АЦП и ПАП, что существенно повышает качество записи/воспроизведения звука.
Full Duplex (полный дуплекс) - режим передачи данных по каналу, в соответствии с которым звуковая система может одновременно принимать (записывать) и передавать (воспроизводить) аудиоданные. Однако не все звуковые карты поддерживают этот режим в полном объеме, поскольку не обеспечивают высокое качество звука при интенсивном обмене данными. Такие карты можно использовать для работы с голосовыми данными в Internet, например, при проведении телеконференций, когда высокое качество звука не требуется.
Звуковая система компьютера состоит из звукового адаптера (звуковой карты) и электроакустических преобразователях звуковых колебаний (микрофона и звуковых колонок).
Звуковые карты выполняют следующие функции:
§ дискретизацию аналоговых сигналов с частотами 11,025 кГц, 22,05 и 44,1 кГц. Первая частота относится к 8 битовым картам, другие – к 16 битовым;
§ 8- или 16– битовое квантование, кодирование и декодирование с использованием линейной импульсно-кодовой модуляции (ИКМ);
§ одновременно производить запись и воспроизведение звуковой информации (режим Full duplex);
§ ввод сигналов через монофонический микрофон с автоматическим регулированием уровня входного сигнала;
§ ввод и вывод аудиосигналов через линейный вход/выход;
§ микширование (смешивание) сигналов от нескольких источников и выдача суммарного сигнала в выходной канал. В качестве источников используются:
а) аналоговый выход CD-ROM;
в) музыкальный синтезатор;
г) внешний источник, подключенный к линейному входу.
§ управление уровнем суммарного сигнала и сигнала каждого из каналов в отдельности;
§ обработка стереофонических сигналов;
§ синтез звуковых колебаний с использованием частотной модуляции (FM) и волновых таблиц (WT).
Звуковая карта должна использовать не более 13% ресурсов процессора ЭВМ при частоте дискретизации 44,1 кГц и не более 7% - при f g = 22,05 кГц. В звуковой карте осуществляется обработка аналоговых и цифровых сигналов. В соответствии со спецификацией АС-97 (Audio Codec 97 Component Specification ), разработанной фирмой Intel в 1997 году, обработка звуковых сигналов разделена между двумя устройствами:
звуковым кодеком (AC-audio codec ) и
цифровым контроллером (DC – digital controller ).
Аналоговая БИС должна располагаться вблизи звуковых соединителей ввода/вывода и как можно дальше от шумящих цифровых шин. Цифровая БИС располагается ближе к системной шине звуковой карты. Соединение этих микросхем осуществляется по унифицированной внутренней шине AC–link. В современных моделях РС эти микросхемы располагаются на системной плате компьютера. Расширенная модификация БИС звукового кодека дополнительно выполняет функции модема.
В упрощенном виде схема аудиосистемы РС может быть представлена следующим образом (рисунок 10.13). Микрофон (М) осуществляет преобразование акустических колебаний в электрический, а громкоговоритель (Гр.) преобразование электрических колебаний в акустические. Входной сигнал с микрофона усиливается, а с линейного входа подается непосредственно на аналого-цифровой преобразователь.
Рисунок 10.13 - Структура звуковой карты
Дискретный сигнал можно представить в виде произведения исходного сигнала U(t) и дискретизирующей последовательности P(t)
U д (t) = U(t)P(t) .
Дискретизирующая последовательность состоит из очень коротких импульсов. При теоретическом описании эта последовательность представляется δ – импульсами, которые следуют с частотой дискретизации f о = 1/Т о
P(t) = ∑ δ (t - nT o)
Временная диаграмма процесса дискретизации и квантования показана на рисунке 10.14
Синтез звуковых сигналов. Синтезатор предназначен для генерации звуков музыкальных инструментов, соответствующие определенным нотам, а также создавать „немузыкальные” звуки: шум ветра, выстрела и т.п.
Одна и та же нота, воспроизводимая на музыкальном инструменте, звучит по разному (скрипка, труба, саксофон). Это вызвано тем, что хотя определенной ноте соответствует колебание конкретной частоты, звуки различных инструментов, кроме основного тона (синусоиды), характеризуются наличием дополнительных гармоник – обертонов. Именно обертоны определяют тембровый окрас голоса музыкального инструмента.
Рисунок 10.14– Временная диаграмма оцифровки входного сигнала
Созданный с помощью музыкального инструмента звуковой сигнал состоит из трех характерных фрагментов – фаз. Так, например, при нажатии клавиши рояля амплитуда звука сначала быстро растет до максимума, а затем немного спадает (рисунке 10.15). Начальная фаза звукового сигнала называется атакой. Длительность атаки для различных музыкальных инструментов варьируется от единиц до десятков и даже сотен мс. После атаки начинается фаза „поддержки”, в течение которой звуковой сигнал имеет стабильную амплитуду. Слуховое ощущение высоты звука формируется как раз на стадии поддержки.
Далее следует участок с относительно быстрым затуханием уровня сигнала. Огибающая колебаний во время атаки, поддержки и затухания называется амплитудной огибающей. Различные музыкальные инструменты имеют разные амплитудные огибающие, тем не менее, отмеченные фазы характерны практически для всех музыкальных инструментов, за исключением ударных.
Для создания электронного аналога реального звука, т.е. для синтеза звука, необходимо воссоздать огибающие гармоник, из которых состоит реальный звук. Существует несколько методов синтеза. Одним из первых и наиболее изученных является аддитивный синтез. Звук в процессе синтеза формируется путем сложения нескольких исходных звуковых волн. Этот метод использовали еще в классическом органе. Специальной конструкцией клапанов при нажатии клавиши заставляли звучать сразу несколько труб. При этом звучащие трубы были настроены либо в унисон или в одну две октавы. При нажатии клавиши первыми начинали звучать короткие трубы, дающие высокие обертоны, затем вступала средняя секция и последними – басы.
При цифровом аддитивном синтезе отдельно формируется N гармоник с частотами от f 1 до f N и амплитудами от A 1 (t) до A N (t). Затем эти гармоники складываются.
Второй метод является разновидностью нелинейного синтеза. Для получения одного музыкального звука используется сигнал одного генератора. Гармоническую окраску получают в результате нелинейных искажений исходного сигнала. Для этого синусоидальный сигнал, формируемый генератором, управляемым кодом (ГУК) с амплитудой A 1 и частотой f 1 (рисунок 10.16 а) пропускают через нелинейный элемент с некоторой характеристикой К(х) (рисунок 10.16 б). Зная амплитуду сигнала A 1 и вид характеристики К(х) , можно вычислить спектр сигнала на выходе (рисунок 10.16 в).
Следующим широко распространенным методом является синтез на основе частотной модуляции (широко используется в ЭМИ фирмы Yamaha). При частотной модуляции осуществляется изменение частоты f 0 несущего колебания U(t) = Asin (2πf 0 + φ) по закону модулирующего колебания x (t). Выражения для частотно-модулированного колебание имеет вид
U(t) = Asin (ω o t + Δω∫dt),
Величина изменения частоты несущего колебания Δω 0 =2π f 0 называется девиацией частоты, аотношение отклонения Δf 0 частоты модулированного колебания к частоте модулирующего колебания f m называется индексом частотной модуляции m f = Δf 0 /f m . Изменяя индекс модуляции можно изменять спектр сигнала на выходе модулятора и тем самым достичь качества синтезируемого звука, близкого к естественному звучанию.
Выражения для частотно-модулированного колебание при синусоидальном модулирующем колебании x (t) = sin ω o t имеет вид
U(t) = Asin .
Спектр модулированных сигналов при различных индексах модуляции изображен на рисунке 10.17.